Начало этого процесса сразу было организовано как-то непонятно. Кто, собственно, его ведёт? То ли федерация, то ли земли. Те, кто был за федерацию, говорили, что в законе есть много лазеек, которыми захотят воспользоваться владельцы кафе, ресторанов, дискотек. Сторонники принятия решений на местах, говорили о необходимости разнообразия. Вот они и победили. Законы в этой области применяются на уровне земель. Политики тоже не имеют общего мнения на этот вопрос. К примеру в FDP считают законы жёсткими, а «зелёные», напротив — мягкими. Но, удалось найти компромисс. Только немецкие железные дороги полностью запретили курение на вокзалах, на этом они сразу сэкономили, так как стало заметно меньше мусора, огромную часть которого составляли окурки. А вот на привокзальных территориях стоимость уборки, что логично, возросла.
Итак, с 2007 года в общественных местах нельзя курить в Передней Померании, в Нижней Саксонии, в Баден-Вюртемберге. К ним подтянулись в 2008 году Бовария, Берлин, Гамбург, Бранденбург, Северный Рейн-Вестфаия, Шлезвиг- Голыптей- на Бремене, Саксония.
Главными мерами ограничения курения стало появление зон, где курить нельзя. Это все министерства, ведомства, больницы, школы, спортивные комплексы, кинотеатры, музеи. Запрещено курить в барах, дискотеках, ресторанах. Исключением может быть специальный зал для курильщиков. За нарушение этого правила берётся штраф от десяти до тысячи евро. Но, берут его не с гостя, а с хозяина заведения.
К методам борьбы с курением относится и наличие на сигаретной пачки огромной надписи с предупреждением о вреде курения. Постоянно идёт поиск новых методов, запрещаются некоторые слова в рекламе сигарет, их больше нельзя называть мягкими и лёгкими, биологическими и натуральными. В сигареты больше нельзя добавлять ароматы, меняющие табачный вкус.
Но, тот, кто хочет — ищет лазейки и, часто, их находит. Едва начал работать запрет на курение в барах, как владельцы небольших заведений стали родоначальниками борьбы курильщиков за свои права. Они пожаловались в Конституционный суд! Как выделить зал для курения в однокомнатном баре? То, есть выход один — не курить вообще. Но, как же права курильщиков? Поддержку владельцы маленьких баров получили от отельеров Германии. Так что теперь постоянно судами рассматриваются иски владельцев однокомнатных баров в разных землях. У них не было бы шансов на победу, если бы закон однозначно запрещал курение в барах, а не ограничивал его. Этот факт и тот, что запрет курения погубит бизнес таких баров, позволяет им рассчитывать на победу в суде. Так что конца борьбы пока не видно. Умелый подход к поиску лазеек в законе, привело к тому, что на корпоративных немецких мероприятиях курить можно. И вот, на дверь бара вешается объявление о проведении заседания какого-либо общества.
А что говорит статистика? Данные очень противоречивы. Есть такие, которые говорят о том, что после запрета курения, заведения стали посещать на 25% меньше людей, по другим — на 5%. Некое снижение неизбежно, это понятно было с самого начала, ведь для многих удовольствие выпить и покурить, неразрывно связаны. Но пива стали пить меньше и до запрета, так что трудно понять, что происходит на самом деле. Одни заведения совершенно не пострадали от запрета, другие разорились полностью. Трудно выделить какой-либо отдельный фактор из целого их ряда. Опросы говорят, что в Германии курит одна четверть населения. Из некурящих треть сумела бросить курить, а две трети не курили никогда. Однако, наблюдение за людьми на улице показывает, что курящих больше.