Всем нам памятен мультик про Нильса и диких гусей, один из эпизодов их приключений очень сильно напоминает легенду об истребителе крыс из города Гамельн, расположенном в Нижней Саксонии. Грызуны в этом городе настолько обнаглели, что нападали не только на собак и на кошек, но и на детей. Магистрат пообещал наградить избавителя. Откуда появился легендарный флейтист в костюме из пёстрой ткани неизвестно, но он сказал, что спасёт город за золото, всё, что сможет унести на себе. Городским начальникам пришлось согласиться, и вот, на свет была извлечена волшебная флейта, звуки которой околдовали крыс, и заставили двинуться вслед за флейтистом, ничего не замечая вокруг. Так все крысы, одна за другой и утонули в водах реки Везер. Но, природа человеческая обладает большой склонностью к жадности и к обману, вот и городские власти как-то забыли о своём обещании, и пришлось музыканту убираться из города таким же нищим, как и пришёл. Он, естественно, рассердился и пообещал крепко отомстить забывчивому городскому начальству. И вот снова в город вошёл музыкант, на этот раз в охотничьем костюме. И опять заиграл он на своей флейте и все дети города пошли за ним зачарованные, взрослые же все застыли на месте и не могли ни на что повлиять, так же как крыс, утопил флейтист в реке и детей. Вообще средневековые сказки и легенды удивительно «оптимистичны» и «бодры», не правда ли? Но в справедливости им не откажешь, платить следует за всё, и выполнять свои обещания тоже нужно.
С тех пор минули века, но легенда продолжает жить в памяти современного города Гамельн. Тому свидетельством является улица Молчания, на которой запрещено музицировать, плясать и веселиться, так как именно по этой улице вёл за собой детей коварный флейтист. Правило это далеко не шуточное, даже свадебные кортежи не ездят по улице Молчания.
Туристы могут пройтись по городу за крысоловом во время специальной экскурсии. Легендарный дом Крысолова находится на Остерштрассе, 28, фасадом смотрит он на Бунгелозенштрассе. Сейчас в нём гостиница и ресторан. Конечно же, в нём все связано с любимой городской легендой. Можно посетить «Комнату флейтиста», «Гамельнскую комнату» или «Крысиную нору». Посетители рассматривают вырезанную из дерева группу скульптур, изображающую Крысолова, выводящего детей из города. Блюда меню имеют экзотические и колоритные названия, например, «Крысиный хвост», «Шнапс крысолова», «Обед для флейтиста».
В городе скульптур крыс, наверное, не меньше, чем в Санкт-Петербурге львов. Они очень разные, можно встретить особи в цветочках и узорах. Местное законодательство разрешает каждому горожанину купить один квадратный метр земли в городе для того, чтобы украсить это место статуей крысы, разрисовав её на своей вкус.
Приезжающих в город, прямо на вокзале встречает панно, на котором изображён легендарный крысолов. К центру ведут указатели, имеющие форму крысиного силуэта. Есть рядом с ратушей и фонтан Крысолова, с фигурами детей и флейтиста, ещё один фонтан по той же тематике находится на самой Остерштрассе.
И это ещё не всё. На Дворце Бракосочетания есть механические часы, и вот три раза в сутки, они разыгрывают небольшой спектакль: из дверки появляется флейтист и уводит за собой крыс и детей. В другое время часы исполняют песню Крысолова и песню реки. Такими часы стали в 1964 году, и они исправляют легенду, по их версии всё заканчивается хорошо, флейтист получают свою плату и дети остаются живы.
Есть экспозиция, посвящённая старой легенде и в городском музее, находящемся в доме Лайста. Спортивные соревнования, выставки и фестивали, город проходят во Дворце Крысолова, построенном уже в наше время. В Крысиной таверне угощают баварским пивом и традиционными блюдами. Расположена таверна в каменном доме тринадцатого века.
Театральное искусство города тоже не обошло стороной эту легенду. По воскресеньям её разыгрывают перед дворцом Бракосочетаний. В спектакле играют и дети, и взрослые. Есть мюзикл, музыку к которому написал Найджел Хесс, а слова — Джереми Браун, его исполняют в старом городе, денег за вход не берут.
В общем, совершенно не понятно, чем бы жил город Гамельн, если б не это происшествие, случившееся в нём 725 лет назад.